Особенности беременности в раннем возрасте — особенности

Особенности беременности в раннем возрасте - особенностиГ.Г. Филиппова
Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Ценр Психического Здоровья РАМН

Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения

Беременность у девочек-подростков (13–17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирования полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям юных.

Репродуктивная сфера состоит из двух блоков: полового поведения и материнского. Потребности, обеспечивающие реализацию репродуктивного поведения, можно назвать «витальными для вида»: индивид без их удовлетворения может существовать, а вид — нет.

Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.

Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является _несвязанность_ обоих ее блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна.

Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность.

При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к младенцу не подвергается влиянию со стороны полового поведения.

С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, образовавшиеся социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс.

Однако, их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования.

Связывание в сознании образа ребенка с причиной его появления переводит ценностное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от особенностей полового поведения.

С этой точки зрения интересно отметить различное отношение в обществе к законнорожденным и незаконнорожденным детям, оправдывание абортов при беременностях вследствии изнасилования ярыми противниками абортов, традиции оставлять детей в семье мужа после развода у некоторых национальностей. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.

Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная как фактором нежеланности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией от родителей и незрелостью эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности.

Можно выделить 2 аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы:

  1. Незавершенность расхождения мотивационных основ полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постанатальном периоде онтогенеза (1 этап), в рамках развития игровой деятельности (2 этап), в процессе «нянчания»(3 этап). 5 этапом являются беременность и роды. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.
    Можно предположить, что сдвиг 5 этапа развития материнского поведения на 4 может продуцировать осложнения в развитии и материнского и полового поведения. Это усугубляется индивидуальными особенностями развития обоих форм поведения на предыдущих возрастных этапах. Исследования показывают, что в случаях отказа от ребенка при ранних беременностях указанные нарушения всегда имеют место.
  2. Незавершенность сепарации от родителей, что блокирует специфически человеческий процесс объединения полового поведения и материнского в единый комплекс. Это осложняется незрелостью эмоционально-волевой сферы юных беременных женщин, корни которой лежат в искажении ранних связей с матерью.

Особенности родительского поведения матери и отца определяют характер полоролевой идентификации юной женщины. По нашим данным это в первую очередь сказывается на отношщении к половому партнеру, и лишь через это может повлиять (или не повлиять) на отношение к ребенку.

Возможно сочетание полоролевой идентификации по мужскому типу с хорошей сформированностью мотивационных основ материнского поведения.

Видимо, специфическое эмоциональное отношение к ребенку является общей характеристикой родительского поведения, присущей обоим полам, а не только характеристикой поведения матери, что иллюстрирует независимость мотивационных основ полового и материнского поведения.

Таким образом, беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение не только в развитии полового и материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается случаями «благополучных» исходов ранней беременности:

  1. Когда родители роженицы соглашаются взять ребенка.
  2. Когда беременная состоит в браке.

Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в протекании беременности, а часто и родов, в развитии эмоционального контакта с ребенком.

У беременных 15–16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на необходимость помощи старших, причем свои действия рассматриваются скорее как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком.

На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств.

Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество.

Интересно отметить, что подобные особенности онотогенетического развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставшими взрослыми» к моменту беременности.

Высказанная точка зрения на особенности развития репродуктивной сферы поведения и личности в целом на фоне ранней беременности обосновывает необходимость профилактики и коррекции этих нарушений не только до вознкиновения и в период беременности, но также после родов. В случае «благополучного исхода» (ребенок воспитывается в семье родившей женщины) необходима коррекция взаимоотношений юной матери как с новородженным, так и с родителями и другими родственниками. Это важно не только для нее самой, но и для ее ребенка.

.

Источник: https://www.psymama.ru/biblioteka/stati/psihologiya-beremennosti-i-rodov/psihologicheskie-osobennosti-rannej-beremennosti-i-ih-vliyanie-na-razvitie-reproduktivnogo-povedeniya/

Истории ранних и поздних мам: беременности все возрасты покорны?

Несколько десятков лет назад женщина, готовящаяся стать матерью после 25 лет, уже считалась «старородящей».

Сегодня это понятие стараются не использовать по этическим соображениям, а также потому, что за последние два десятка лет взгляды общества относительно оптимального возраста для рождения ребенка изменились.

Действительно ли беременности все возрасты покорны, и в чём особенности раннего и позднего материнства — в нашем материале.

Наталья Чуйко, 25 лет, модель, топ-10 по версии журнала Maxim. Сыну Андрею 8 лет

— Я родила спустя 2 месяца после 17-летия. В то время я училась в хорошем заведении, куда попадают только по экзаменам, где каждые полгода сессии, как в университете. Участвовала в научных конференциях и занималась восточными единоборствами: ездила на всероссийские соревнования.

Главный минус раннего материнства — со стороны социальных установок.

Лично никто ничего не говорил, но в воздухе всегда витало что-то вроде: «Нагуляла», «Всю жизнь себе загубила ребёнком», «Залететь — ума не надо». Плюсов больше: быстрое восстановление после родов, лёгкая беременность, много сил играть с малышом и вставать к нему ночами. 

В свои 16-17 лет я работала, училась и вынашивала ребёнка. Помню, у меня был токсикоз: по утрам выворачивало наизнанку, но я вставала и ехала на учёбу.  Я была юной и энергичной, казалось: мне всё по плечу.

Долго кормила грудью, потому что были силы и возможность. Некоторые современные мамочки настолько боятся испортить фигуру, что подсознание даёт сигналы о прекращении лактации, и они дико удивляются, почему пропало молоко. При этом даже не пытаются его вернуть.

Особенности беременности в раннем возрасте - особенности

Мы с мужем давно хотим ещё детей, но 7 лет планирования, походов по лучшим специалистам и клиникам, не дали ответ на главный вопрос: в чём причина отсутствия беременности. Я не зря так хотела сына. Представляю, что бы со мной было, если бы у меня сейчас даже одного ребёнка не было.

На мой взгляд, оптимального возраста для беременности нет. У всех разная психологическая готовность к материнству, свои особенности здоровья. Считаю, что нужно прислушиваться к себе в первую очередь.

Светлана Столярова, 49 лет, бухгалтер. Мама троих детей, младшей дочери 12 лет, сыну — 13, старшей дочери — 25 лет

— Старшую дочь я родила в 24 года. Очень хотела ещё детей, но долгие 12 лет прошли в походах по лучшим больницам: беременность не наступала. Счастливую новость о скором появлении сына я узнала, когда мне исполнилось 36 лет. А затем, спустя год, забеременела повторно, и в 37 родила дочь.

Обе «поздние» беременности прошли замечательно. Я чувствовала себя отлично: никакого токсикоза, страха, депрессий и недомоганий. Обоих детей родила сама, хотя многие говорили, что в таком возрасте это невозможно и придётся делать кесарево сечение.

Меня постоянно клали на сохранение, хотя показаний к этому не было: врач просто перестраховывался.

Врачи называли меня «позднородящей» и отправляли на специальные курсы. Помню, как молоденькая психолог провела для меня специальный тест. Я честно ответила на вопросы, написав, что чувствую себя чудесно и считаю беременность лучшим временем в своей жизни. Специалист мне не поверила и попросила ответить ещё раз, но правдиво. На что я рассмеялась и сказала, что уже сделала это.

Отличия от ранней беременности, конечно, есть. В 20 с небольшим ты ничего не знаешь о своём новом положении, ограничения раздражают и расстраивают. Многие в молодости психологически не готовы к материнству.

 При поздней беременности в тебе преобладает осознанное и ответственное отношение к происходящему, нет страха и паники.

Есть в этом и минусы: мои младшие дети гиперопекаемые и не совсем самостоятельные, ведь я отношусь к ним чрезмерно трепетно.

Плюсы позднего материнства: осознанность и спокойствие. В почти 40, помню, чувствовала себя молодой мамой, когда шла с коляской. Кстати, даже врачи доказали: интересное положение омолаживает организм женщины.

Ещё один момент: беременность становится толчком для расширения интересов, круг знакомств увеличивается,  жизнь наполняется новыми эмоциями и смыслом.

Многое зависит от отца ребёнка, насколько он хочет малыша и готов к нему. Когда нет поддержки, женщина может ощущать ребёнка как обузу.

А если мужчина нацелен на семью, малыш долгожданный, появляется другое восприятие всего: трудности совсем не тяготят.

Нельзя обойти стороной и минусы. С возрастом хронические болезни обостряются, рисков для мамы и будущего малыша больше. У меня на фоне беременности усилилась аллергия: никакие таблетки не помогали. Восстановление проходило медленнее.

Если в 24, родив, я быстро пришла в форму, то поздняя беременность оставила мне растянувшийся живот. Хотя, справедливости ради, растяжек кожи и разрывов у меня не было. Ещё один минус: непонимание со стороны общества и врачей.

Когда у 40-летней женщины ребёнку 3 года — это вызывает определённую реакцию у людей, не всегда положительную.

Оптимального возраста для беременности точно не существует. С медицинской точки зрения — возможно, но с позиции женщины — нет. Можно и в 16 лет быть прекрасной матерью младенца, и в 50: всё индивидуально.

Марина Кулаева, 43 года, дочери Марьяне меньше месяца

— Моя поздняя беременность была незапланированной. Сообщение о моём положении стало для нас шоком: нашей старшей к тому времени уже исполнилось 18, и тут я на старости лет забеременела, мы этого совсем не ожидали. Но с мужем решили, что будем рожать.

И ранняя, и поздняя беременности проходили у меня хорошо. Особых различий я даже не заметила, если честно. Да, в позднем возрасте беременные женщины попадают в группу риска: сложнее сохранить беременность, есть определённые опасности, связанные со здоровьем.

А еще многие врачи, к сожалению, находят патологии там, где их нет. Именно поэтому я наблюдалась в частной клинике: там ко мне относились с пониманием и заботой.

Да, термин «позднородящая» употребляли, всё-таки мне уже за 40. Но никто не пугал и не говорил, что в таком возрасте беременность опасна. К слову, раньше позднородящими называли тех, кто рожает после 28-30 лет. Сегодня 30 — это средний возраст для вынашивания ребёнка, поэтому старородящей назовут женщину, которой исполнилось больше 35-ти.

Мне было тяжеловато на последних месяцах беременности: живот большой, хотелось поскорее родить. Но тут дело не в возрасте, я думаю.

Сейчас рожают и в 50 лет, поэтому, на мой взгляд, ничего страшного в поздней беременности нет. Кроме того, она хорошо влияет на женское здоровье.

Процессы старения и угасания женской половой системы приостанавливаются, и женщина как бы обновляется. Так что я теперь буду вечно молодой.

Читать дальше

Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/istorii-rannikh-i-pozdnikh-mam-beremennosti-vse-vozrasty-pokorny

Особенности беременности

Эти проблемы очень часто появляются в начале беременности, чаще всего по утрам или из-за определенных запахов. Необходимо понять и принять их физиологический и временный характер. Вы можете попытаться лечить их с помощью противорвотных препаратов, хотя их эффективность в данном случае мала.

Читайте также:  Кровотечение при беременности - причины, симптомы, опасность

Обычно тошнота и рвота проходят на третьем месяце беременности. Госпитализация необходима только при очень сильной рвоте. Для того чтобы избежать утренней тошноты, не вставайте сразу же после того, как проснулись, постарайтесь перекусить чем-нибудь прежде, чем встать с постели.

Попробуйте также разделить прием пищи — перейти от трех приемов пищи в день до пяти.

Обильное слюноотделение (птиализм)

Заключается в резком повышении выделении слюны, связанным с беременностью, и в некоторых случаях продолжающимся до конца беременности.

Запоры

Они достаточно часто случаются у беременных женщин, и от них нужно избавляться простыми и неагрессивными способами: растительным и парафиновым маслом, сбалансированным питанием, содержащим большое количество зелени и овощей. Старайтесь ходить в туалет регулярно. Прием слабительных средств не рекомендуется.

Гигиена полости рта

Беременность способствует появлению гингивита «беременных», повышенной чувствительности зубов и кариеса. Поэтому рекомендуется тщательный уход за полостью рта, регулярная чистка зубов щеткой с мягкой щетиной, а также консультация стоматолога.

Изжога

Изжога встречается очень часто и связана с забросом желудочного сока в нижний отдел пищевода. Лечение заключается в поднятии (на 15 см) головы от кровати и приеме антацидных препаратов через час после каждого приема пищи. В случае изжоги, не поддающейся лечению, следует рассмотреть необходимость приема специальных средств.

Отеки

Скапливание жидкости в руках и ногах, появляющееся в конце рабочего дня, можно считать абсолютно нормальным физиологическим процессом при беременности.

Отеки, сопровождающиеся повышенным артериальным давлением, могут повлечь развитие гестоза беременных.

В любом случае, лечением отеков заниматься не следует; бессолевая диета противопоказана беременным женщинам, единственное, что можно порекомендовать — поднятие ног над кроватью, ношение компрессионного белья.

Варикоз

Беременность может спровоцировать появление варикозного расширения вен (в 1 случае из 2) или усугубить состояние вен. Варикоз появляется очень быстро и на ранних сроках беременности.

Варикозным расширением вен не стоит пренебрегать, т.к. помимо провоцирования дискомфорта и неэстетичного вида, оно является фактором риска развития флебита.

Симптомами тонических изменений в венах является тяжесть в ногах.

В таким случаях рекомендуется физическая активность (ходьба), массаж, который беременная может выполнять сама (лежа, массировать ноги по направлению снизу вверх), поднятие ног во время отдыха и ношение компрессионных колготок или чулок.

В случае небольшого расширения вен, колготок средней степени компрессии будет достаточно (20 мм. рт. ст. на см2); в серьезных случаях необходимо носить колготки с более сильной степенью компрессии (от 30 до 40 мм. рт. ст.).

Одежда

Беременным женщинам рекомендуется носить специальный бюстгальтер, который рассчитан на увеличение груди в объеме. Более того, несоблюдение этого простого совета во время кормления грудью может привести к обвисанию груди в будущем.

Одежда должна идеально подходить по размеру, но при этом она может не стеснять движений и быть элегантной.

Обувь должна быть на каблуке средней высоты и на широкой подошве. Высокие каблуки могут усилить искривление позвоночника в области поясницы, однако полное отсутствие каблуков способствует снижению свода стопы.

Аксессуары, которые следует полностью исключить:

  • Любые предметы, которые могут пережимать нижние конечности — они мешают оттоку крови: чулки с подвязкой, узкие носки или гольфы;
  • Пояса и бандажи для беременных, которые могут способствовать атрофии передней брюшной стенки.

Уход за телом

Разрешается принимать душ и ванны при условии, что вода будет не слишком горячей. Частое посещение саун не рекомендуется.

Любого рода спринцевания полностью противопоказаны.

Профилактика и лечение растяжек с помощью мазей и кремов различного рода бесполезно. Появление растяжек вызвано аномалией фибробласта межклеточного вещества, которая проявляется у каждой второй беременной женщины.

Сексуальные отношения

Отношения не противопоказаны. Наоборот, некоторые позиции могут быть даже рекомендованы в конце беременности.

Хотя каждой женщине присущи индивидуальные особенности, но у большинства во время беременности наблюдается увеличение либидо и сексуального удовлетворения.

Поездки

Ночные поездки не запрещены, но они должны совершаться редко, т.к. беременной женщине необходим полноценный сон. В большинстве своем, путешествия разрешены, однако существует риск преждевременных родов. При возможности выбора лучше предпочесть поезд автомобилю.

Рекомендуется пристегиваться ремнями безопасности, фиксирующими пассажира в трех точках, на любом сроке беременности, т.к. это уменьшит риск смерти будущей матери от черепно-мозговой травмы, а также риск получения переломов тазовых костей. Ремень безопасности может причинить вред плоду только в случае очень опасной аварии.

Пристегнутый ремень должен проходить не по животу матери, а под ним — у основания бедра.

В настоящее время большинство авиакомпаний принимают на борт беременных женщин до 8-го месяца беременности, иногда даже на большем сроке при необходимости.

Стюардессы, получившие базовые знания в акушерстве, располагают минимумом необходимого материала. Ваш гинеколог выдаст справку с разрешением на полет, начиная с 6-го месяца.

Позаботьтесь о том, чтобы во время полета было надето компрессионное белье, и не забывайте время от времени ходить по салону самолета.

Занятия спортом

Следует избегать занятий соревновательными и жесткими видами спорта, а также теми видами спорта, при которых возникает риск получения травмы, к таким видам относятся: верховая езда, катание на лыжах, теннис, альпинизм, прыжки в воду и т.п.

Необходимо помнить, что отечность мышц у беременных повышает риск получения травмы во время занятий спортом. Однако умеренная физическая активность даже рекомендуется. Вы можете заниматься ходьбой, плаванием, велосипедным спортом, гимнастикой.

Работа

Известно, что самой частой причиной преждевременных родов является чрезмерная усталость.

Конечно, работа некоторых женщин приятна и неутомительна, такие женщины смогут без каких-либо проблем работать как можно дольше, справедливо полагая, что «беременность это не болезнь». Однако в случае трудоемкости работы ее стоит прекратить.

Официально декретный отпуск во Франции дается за 6 недель до родов (за 8 недель, начиная с третьей беременности), в России — начиная с 32 недели по аменорее.

Ответы на все вопросы во время беременности вы можете получить у наших специалистов в рамках Школы мам.

Источник: https://www.emcmos.ru/articles/osobennosti-beremennosti

Беременность в раннем возрасте

Дети – это счастье, рождение малыша – радость в любой семье. Однако, иногда счастье вскоре стать  матерью настигает совсем еще юную девушку, в 16-19 лет, едва закончившую школу или только поступившую учиться в институт.

И тогда возникают проблемы, сложности, растерянность… Хотя, все их можно решить – вспомните героиню Веры Алентовой из «Москва слезам не верит»! Однако, сама беременность и роды у молодой девушки имеют свои особенности.

Поговорим подробнее о нюансах ранних беременностей.

Особенности юной мамы.

В возрасте 16-19 лет девушки еще окончательно не повзрослели, их цели в жизни еще расплывчаты, многие собираются продолжить обучение, поступить в ВУЗ или ищут работу, начинают карьеру. Редко в таком возрасте у девушек формируются крепкие и долговременные отношения.

Современная молодежная культура насаждает молодым людям свободные отношения, и результатом этих отношений часто становится беременность. Эта беременность обычно вне брака и абсолютно не запланирована.

Молодые люди совершенно не готовы становиться родителями, вступать в брак и воспитывать ребенка, так как сами еще не устроены в жизни, не имеют стабильных доходов и часто еще проживают с родителями.

Обычно инициаторами брака «по беременности» становятся будущие бабушки и дедушки, в результате образуется новая семья. К сожалению, такие семьи по статистике разводятся чаще всего, так как выясняется, что молодые люди не подходят друг другу или «заедает» бытовуха.

Как результат, молодая женщина остается одна воспитывать ребенка, где-то жертвуя карьерой и образованием, либо ребенок отдается на воспитание родителям, а девушка занимается собой, своей личной жизнью или карьерой.

В любом случае – это, так или иначе, отражается на малыше и на самой женщине.

Однако, молодая мама – это не плохо, просто это необычно, в раннем материнстве можно найти свои плюсы. Если девушка готова рожать и воспитывать малыша, значит, она достаточно созрела и осознает предстоящие трудности. А когда малыш подрастет, мама будет еще очень молода, и сможет продолжить и карьеру, и найти престижную работу, когда ребенок уже будет ходить в школу.

Медицинские аспекты ранней беременности.

Окончательное созревание женщины для рождения детей происходит примерно к 19-21 году, тогда полностью созревают нервные и гормональные звенья регуляции репродуктивной системы.

Формируется адекватное осознание роли материнства и полностью готовы половые органы к приему зародыша и вынашиванию его.

А вот современные молодые девушки в возрасте 16-19 лет, еще достаточно инфантильны, уровень женских половых гормонов у них еще не достиг уровня взрослых женщин, костный таз еще окончательно не сформирован, а половые органы дозревают.

В последние годы из-за экологических и социальных факторов отмечаются различные проблемы в репродуктивном и общем здоровье юных матерей.

Они худенькие, зачастую из-за подражания кумиром изнуряют себя диетами, неправильно питаются, не следят за своим здоровьем.

Как результат нарушение правильного формирования половой системы и гормональные нарушения менструального цикла. В результате этого формируется и проблема с вынашиванием беременности.

Обычно, как отмечают акушеры-гинекологи, беременность длится чуть меньше, чем у женщин более старшего возраста, примерно 37-38 недель, часто встречаются преждевременные роды. А вот перенашивания практически не бывает, равно как и многоплодной беременности, кроме того, отмечено, что юные мамы чаще рожают мальчиков, чем девочек.

У молодых мам реже отмечаются токсикозы в первом триместре, и часто потому, что кроме задержки менструации (которые у молодых девушек часто бывают нестабильными) нет никаких особых признаков, беременность диагностируется часто с опозданием. Причем в запоздалой диагностике беременности отчасти виновна и сама молодая мама.

Она скрывает свое состояние, или не помнит точно, когда были последние менструации. Кроме того, поздней диагностике способствуют и родные девушки – говоря о том, что «у нашей девочки такое невозможно!».

С широким распространением тестов на беременность диагностика стала более ранней и достоверной, так как по тесту определяется гормон беременности.

Наблюдение за молодой мамой.

Установление факта беременности часто пугает девушку – рушатся все планы на жизнь, появляется страх и неуверенность. Кроме того, большую роль играет и семья девушки  ее отношения с партнером. Конечно, все доктора в один глосс говорят о сохранении беременности – ведь последствия опасны как для физического здоровья, так и для эмоционального состояния молодой женщины.

После решения о сохранении беременности девушку ставят на учет в женской поликлинике и проводят для нее цикл обследований и углубленное наблюдение за состоянием здоровья. Учитывая то, что беременность в этом возрасте редко бывает запланированной, то и здоровье женщины оставляет желать лучшего. 

У молодых женщин гормональный баланс еще несовершенен, часто отмечается дефицит эстрогенов и прогестерона, что приводит к угрозам прерывания беременности и госпитализации. Кроме того, всю беременность сохраняется дефицит стероидных гормонов, который создает предпосылки для развития аномалий родовых сил.

Часто у юных мам отмечаются инфекционно-воспалительные болезни половой сферы, молочница, что осложняет течение беременности.

Часто девушки имеют дефицит веса, нарушения витаминно-минерального обмена, анемии, которые трудно корректируются. Возможно несоответствие головки малыша размерам таза, из-за еще формирующихся костей и связок.

Иммунитет молодых женщин несовершенен, что создает предпосылки для частых простуд и нарушения плацентарного кровообращения.

Проблемы у юных беременных возникают и в системе свертывания крови – у таких беременных повышена угроза послеродовых кровотечений, отслойки плаценты. Поэтому им заранее проводится медикаментозная профилактика кровотечений. У них часто отмечаются проблемы во второй половине беременности — отеки, повышение давления с развитие гестоза.

Читайте также:  Как правильно спать во время беременности - позы, приспособления

Кроме того, еще одной большой проблемой беременных в этой возрастной категории является их легкомысленность и небрежное отношение к своему положению, не полное осознание меры ответственности за себя и ребенка. Они часто не вовремя встают на учет в женскую консультацию, а некоторые тянут с постановкой на учет почти до родов.

Женщины не вовремя проходят обследования, пренебрегают обследованиями, не выполняют рекомендации акушера-гинеколога, пропускают приемы, не сдают анализы.

Девушки считают, что их здоровье позволяет им выносить ребенка и так, без помощи медиков, что они в состоянии справиться сами – такая беспечность часто завершается на больничной койке, с угрозой прерывания беременности или преждевременных родов, осложнений беременности.

Важную роль играет и эмоциональный настрой, взаимоотношения с отцом малыша и своими и его родителями. Если старшее поколение не делает из этого трагедии, помогает молодым построить новую семью и помогает им. беременность и роды протекают более благоприятно.

Если же женщина находится в постоянном стрессе, страдает и ребенок – у таких детей чаще бывают задержки внутриутробного развития, они болезненны, роды у такой женщины будут трудными. Поэтому, врачи всегда отправляют молодую маму к медицинскому психологу за помощью и советом.

Часто именно психологи помогают женщине преодолеть все трудности и познать радость от материнства даже в столь юном возрасте.

Роды у юной мамы.

часто роды у юных рожениц протекают с осложнениями. Это обусловлено многими факторами. Первое, это неготовностью к родам, так как большинство юных женщин пренебрегают посещением курсов для беременных.

В процессе родов они не знают, как правильно дышать, не слушают врача, нервничают, мечутся, не используют приемы релаксации и облегчения боли. Их болевой порог выше, чем у женщин постарше, а особенности функционирования нервной системы приводят плохой переносимости болевых ощущений.

И это понятно, девушка юна, неопытна, ей страшно и она боится будущего с ребенком. Особенно если у нее нет поддержки со стороны близких и отца ребенка.

Второе – роды осложняются тем, что половые органы еще недостаточно развиты и зрелы, формируется нарушение сократимости матки. Кроме того, ее нервная регуляция нескоординировано, что часто приводит к быстрым или затяжным родам, дискоординации родовой деятельности.

Из-за неподготовленности родовых путей часто возникают разрывы шейки матки и промежности, поэтому врачи чаще, чем обычно, прибегают в родах к эпизиотомии. Длительность родов варьирует, но в среднем они длятся около 12-13 часов, могут осложниться кровотечением.

Поэтому, крайне важно заранее госпитализировать женщину в стационар за 1-2 недели до родов и провести полную подготовку к родам и физическую, и психологическую, что иногда намного важнее.

Обычно юные роженицы рожают самостоятельно, к кесаревому сечению прибегают редко, в основном, когда размер головки малыша не соответствует размеру тазы мамы, или возникают осложнения в родах.

В послеродовый период они требуют более пристального наблюдения за состоянием матки и родовых путей.

После родов.

Юные мамы обычно рождают малышей небольшого веса – около 3-3.2 кг, часто малыши бывают и меньше из-за внутриутробной гипоксии. Юные мамы часто подвержены вредным привычкам, что отражается на развитии крохи.

После родов немногие из юных мам желают кормить грудью, не в полной мере осознавая важность естественного вскармливания для здоровья малыша. Кроме того, заботы по уходу и воспитанию часто перекладываются на родных, няню, а мама продолжает учиться или работать.

Малыши у таких мам, несмотря на юный возраст матери и казалось бы полный сил организм, обычно рождаются слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, имеют анемии и рахит, отстают от сверстников в физическом развитии.

Но, если с малышом правильно заниматься, проводить профилактику и кормить его грудью, все эти проблемы можно ликвидировать. 

Конечно, ранняя беременность – это большая проблема для девушки и ее семьи. но быть хорошей мамой можно в любом возрасте. Молодая мама с малышом – это совершенно не стыдно, это здорово! А малыш будет любить свою молодую маму сильно и беззаветно!

Источник: https://www.detskydoctor.ru/doc/beremennost-i-rody/beremennost-v-rannem-vozraste/

Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности

  • Реферат
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВАРИАНТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРИОДА БЕРЕМЕННОСТИ
  • Работу выполнил:

магистрант направления подготовки 37.04.01 «Психология», магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование»,

группа ZM 1126 Пермякова Т.О.

________________________________ (подпись)

Работу проверил: доцент, кандидат психологических наук Самбикина Оксана Семёновна   __________________________________   (подпись)

ПЕРМЬ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Беременность как кризис…………………………………………………………….
Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности…………………………………………………………………………………………..
Глава 3.Типы переживания беременности………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………………….

Введение

Важнейшим этапом становления материнства считается период первой беременности, который рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины. Грядущее материнство требует от женщины переосмысления существенных сторон жизни: жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и т. д.

Каждая женщина, оказавшись беременной впервые испытывает схожие переживания, связанные с принятием решения, осознанием себя «в положении», эмоциональной реакцией на первые шевеления. Данные симптомы психогенного состояния беременности нормативны для всех, при этом для каждой женщины может быть разное содержание симптомов.

В связи с различным «наполнением» симптома, которое проявляется в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане, учёными были предложены типологии переживания беременности.

На основе данных типологий были разработаны специальные диагностические методики, направленные на выявление группы риска девиантных матерей.

Кроме этого, методика позволяет ориентировочно определить уровень психологической готовности к материнству, что важно для физического и эмоционального благополучия будущего малыша.

Глава 1. Беременность как кризис

Беременность сама по себе особенное состоянием в том смысле, что изменения организма и социальной ситуации, внутренней психологической составляющей действительно глобальны.

Чтобы представить насколько серьёзные изменения происходят с женщиной на этом уровне, рассмотрим на каких уровнях происходят изменения через призму теории интегральной индивидуальности В.С.

Мерлина: изменения происходят на биохимическом уровне, так как беременность сопровождается гормональными изменениями, параметры крови изменяются, в связи с адаптацией организма к беременности.

Также происходят изменения на уровне нервной системы: снижение возбудимости коры головного мозга деятельность подкорки, ретикулярной формации ствола головного мозга повышается к концу беременности и к родам, что подготавливает женщину к родам.

В ранние сроки беременности происходят изменения вегетативной нервной системы: слюнотечение, тошнота, изменение вкуса и обоняния. Анатомические изменения также происходят вместе с развитием плода, расширяется матка, некоторые органы незначительно меняют местоположение, предоставляя место развитию малыша. На личностном и социально-психологическом уровне также происходят изменения. Многие источники рассматривают беременность как критический период в жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации (Филиппова, Мещерякова, Дарвиш).

Для многих женщин исход беременности и родов может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения, для других, наоборот, это может быть патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины ранних материнско-детских отношений.

Все исследования свидетельствуют, что беременность можно назвать критическим переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с миром.

Особенно стрессовой становится первая беременность, которая является испытанием полоролевой идентичности, материнско-дочерних отношений, способности устанавливать адекватный контакт с партнером — отцом ребенка.

В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус. Беременность — это важнейший этап в становлении материнской привязанности к ребенку (Филиппова, 2002).

Таким образом, первая беременность является критическим периодом в жизни женщины, так как сопровождается изменениями временного характера (только на период беременности): на бихимическом, анатомо- морфологическом, неродинамическом уровнях. Изменения на личностном и социально-психологическом уровне сохраняются и после рождения ребёнка. Возможно, что ценностные ориентации, а также уровень ПГМ также меняется именно в этот, критический для женщины, период.

Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности.

Психологические измене­ния во время беременности проявляются в так называемом син­дроме беременности — это новое психогенное состояние, ограни­ченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового поло­жения и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами (Овчарова, 2003):

На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной.Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профес­сионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто первое время женщины «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (на­пример, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям).

Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становит­ся очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме как принять себя в новом качестве.

Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения.Для которого характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: «Я» и беремен­ность.

В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности являет­ся рефлексивное принятие нового собственного образа:«Я — в поло­жении» (симптом нового «Я»), который характеризуется призна­нием физиологических изменений в своем организме.

Speilberger иJacobs показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидаю­щих матерей.

По мнению авторов, эти изменения носят интенсивный ха­рактер вначале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины втечение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Такие изменения создают особый тип психологического стресса, характеризующегося такими проявле­ниями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и на­рушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабиль­ности, который в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях настро­ения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения.

У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности.

Колебания настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения — от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беремен­ной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отно­шения к беременности.В. И.Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоре­чивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль.

Этот амбивалентный комплекс включает опасения, связанные с предстоящими родами; неуверенность в своих .

способностях ро­дить и стать полноценной матерью; страх за здоровье и судьбу бу­дущего ребенка; обеспокоенность перед ухудшением материаль­ного положения своей семьи, перед возможным ущемлением лич­ной свободы; наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе).

Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощу­щать первые шевеления плода.

Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода, чувственный компонент этих ощуще­ний становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т.

п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Читайте также:  Тромбоз сосудов: как родить, причины, диагностика. лечение, профилактика

Некоторые женщины настолько погружены в эти пережива­ния, что в их поведении также начинают появляться черты дет­скости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, бес­помощными и «размягченными».

Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способству­ет формированию образа ребенка, который включается в само­сознание женщины.

Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «соединство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индика­тором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвига­ющейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем (Овчарова, 2003).

В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптомзавышенных притяза­ний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отно­шения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка.

Большинство мужчин, подсознательно ожидая измене­ние социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни сво­ей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены.

Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в осо­бенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации,сопровождающимся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20 — 25 недель, возникает еще одна про­блема, заслуживающая особого внимания.

Физиологические из­менения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее полноценную сексуальную жизнь невозможной, что созда­ет или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной.

Перечис­ленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной неполноценностипериода беременности.

Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных сим­птомов является симптом страха перед родами.Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании родить, а с дру­гой — избежать родов.

С одной стороны, она ожидает благополуч­ного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство.

На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большин­ство из них соглашается на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения.Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью и испытывает непреодолимое стремление к ее окончанию.

В этот же период появляются харак­терные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бес­сознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов).

Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оста­вить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии мате­ри от его фантастического образа к реальному образу. Описанный выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин.

Вместе с тем его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/16780.html

Особенности детей раннего возраста

Зуева А. Д., Егорова Т. В. Особенности детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/ (дата обращения: 05.03.2020).

Первым чудом для родителей является само рождение ребёнка. Оно превращает мужчину — в папу, женщину — в маму, раскрывая их изначально заданную сущность, связанную с продолжением жизни.

Человек пришёл в наш мир — и основная задача родителей не просто создать ему оптимальные условия для чередования сна и бодровствования, удовлетворения его потребностей в питании, движении и общении, а сформировать «базовое» доверие к миру — отношение того, что мир принимает его и заботится о нём.

Специалистов в воспитании своих детей быть не может, отцов — профессионалов и мам — профессионалок на свете нет. Воспитание своих детей — одно из самых благородных дел, ему можно отдать жизнь, но профессией оно стать не может. К тому же воспитание — это искусство, а где искусство — там талант, там сердце, интуиция, вдохновение, любовь.

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы, увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству.

Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация совместных игр являются основой для обеспечения физического здоровья, психического и умственного развития детей.

Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения взрослых, учиться видеть мир их глазами».

Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства.

Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка.

Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка.

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.

В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.

Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст — начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения.

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.

Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать.

Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки.

Ещё одна из особенностей детей раннего возраста — необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни [1, с.79].

Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения — это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми.

Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды. На основе биологических потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка формируются первые ориентировочные реакции.

С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.

Все способы практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии.

Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному — начинается социализация ребёнка [2, с. 53].

Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать материальной культурой, то есть способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения с взрослыми и сверстниками.

Ребёнку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.

) могут развиваться первые потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития ребёнка.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению.

Если тушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.

Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию в познании и отсутствии интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в общении.

Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии — неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [3, с.97].

Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая — доминантная и определяющая.

В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.

Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям — всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с. ISBN 5–7695–0458–7

  2. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. ISBN 978–5-9949–0384–1

  3. Микляева Н. В. М59 Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. ISBN 978–5-9949–0573–9

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/

Ссылка на основную публикацию